Александр Фирсов (al_firsov) wrote,
Александр Фирсов
al_firsov

Categories:

Капитал и услуги. Трудовая теория стоимости услуг (Начало)

Какова связь между трудом и ценой на услуги? Насколько трудовая теория стоимости применима к услугам? Обсудим эти вопросы в статье.

«Услугой называется деятельность одного человека по отношению к другому, осуществляемая на возмездной основе. К наиболее распространенным услугам относятся: торговля, транспортные перевозки, связь, образование, медицина, жилищно-коммунальная сфера, развлечения, финансирование и т.п.». Словарь

«Услуга — результат (как правило, нематериальный) по меньшей мере одного действия, осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя». Русскоязычная Википедия.


Почему политэкономия услуг становится важна

«Согласно данным Всемирного банка, сектор услуг охватывает значительную часть мировой экономики, что составляет 75% от ВВП развитых стран и около 50% в развивающихся».

Дело в том, что с развитием человечества услуги в экономике начинают играть все большую роль. В развитых странах большинство населения занято уже не в производстве товаров, а в производстве услуг – информационных, медицинских, образовательных, туризма и развлечений, транспортных и т.п., а в мировой экономике услуги составляют больше половины ВВП.

Но такие классики политэкономии, как А.Смит, Д.Рикардо, и К.Маркс практически не уделяли внимания услугам.


И Адам Смит, и Давид Рикардо, и Карл Маркс начинают свои труды по политэкономии с разбора товаров. Все трое начинают свои труды с рассмотрения ситуации обмена, в котором одни произведенные товары меняются на другие в определенной пропорции. Все трое видят прямую связь между требующимися затратами труда (времени) на изготовление товара и меновой пропорцией или ценой товара.

Рассуждения классиков сводятся к тому, чтобы с помощью примеров и индуктивной логики доказать, что цены товаров прямо пропорциональны времени, необходимому для изготовления товара, и обратно пропорциональны количеству производимого товара.

Но эта логика не применима к услугам, которые не запасаются впрок, не обмениваются на рынке в определенной пропорции. Цена услуг не пропорциональна затратам времени на них, и не обратно пропорциональна их количеству.

И, самое главное, очень часто цена на услугу определяется не столько тем, сколько она стоит продавцу или производителю услуги, сколько тем, сколько за нее готов уплатить покупатель.

Короче говоря, услуга значительно отличается от товара.


Основные отличия услуги от товара

В чем отличия услуги от товара:

a. Осязаемость – товар можно потрогать, взвесить, измерить. Его характеристики можно сравнить между собой,

б. Стандартизация – товар может быть достаточно легко стандартизирован и унифицирован,

в. Большинство услуг не отчуждаются, производитель услуги и потребитель услуги оказываются связаны между собой,

г. Большинство услуг потребляются непосредственно в момент производства,

д. Потребность в услуге не всегда формулируется в измеряемых величинах,

е. Качество в услуге зачастую имеет большее значение, чем количество,

ж. В политэкономических трудах плохо описан способ формирования цены за услугу. Не всегда просто объяснить - за что клиент платит, какую потребность он удовлетворяет.


Но это не все особенности услуг.

Есть еще одно свойство услуги, которое влияет на цену услуги.


Чтобы понять рынок услуг и ценообразование на этом рынке, надо сказать о человеческом капитале.


Человеческий капитал как результат вложения средств

В 1992-ом году Гэри Беккер (Gary Stanley Becker) получил нобелевскую премию в области экономики за то, что изучил основные свойства человеческого капитала.

Гэри Беккер проводил статистическое исследование зарплат сотрудников параллельно с исследованием их вложений в образование. И он открыл замечательное свойство вложения в образование. Оказалось, что вложения в образование на практике ничем не отличаются от финансовых вложений. И тот, кто вложил средства в образование – получает повышение зарплаты, эквивалентное вложению в банковский, производственный, торговый или промышленный капитал – те же 15% годовых.

Он сформулировал следующие особенности вложений в образование:

- чем больше вы вкладываете в образование – тем больше зарабатываете в последующем;

- вложение в образование окупается в первые 8 лет, и окупает себя каждые последующие 8 лет многократно.


Кроме того, Беккер пришел к выводу, что основную часть дохода работника, приносит человеческий капитал.


Ранее считалось, что что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными.

Первые определения человеческого капитала дал Джекоб Минсер в 1958 году. То есть только через 91 год после выхода «Капитала» Маркса, человечество начало понимать, что человек с его способностями - это тоже капитал.

Вот как описывает человеческий капитал русскоязычная Википедия:

«Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом».


Само определение человеческого капитала предполагает, что эта совокупность может быть различной для различных людей, и что она может изменяться по различным причинам:

- с течением времени,

- в результате изменений внешних условий,

- в результате получения человеком опыта,

- в результате самостоятельных усилий человека,

- в результате получения человеком различных услуг (образовательных, спортивных, развлекательных) и т.д.


Человеческий капитал и его восстановление

Посмотрим, что о человеческом капитале и его свойствах писал Карл Маркс.

Уже на четвертой странице «Капитала» Маркс разъясняет, что он понимает под трудом:

«Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты».
(К.Маркс «Капитал», Т.1., Маркс К., Энгельс Ф., Собрание сочинений, т.23, стр. 46).


Как мы видим, человеческий труд – это затраты. Это расходование энергии, мышечных и мозговых усилий, движения самого человека.

Но после такого расходования человек может восстанавливать свои силы и способность к работе.


Затратив силы, человек старается их восстановить. Восстановить свои силы человек может за счет собственных усилий:

«…всякий труд рабочего распадается на две части, из которых одна идет на восстановление его собственной рабочей силы, а другая образует прибыль на капитал».
(Маркс К., «Теории прибавочной стоимости» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 26-1, с. 82-83)

или за счет затрат своего времени:

«… мы предполагаем, что стоимость рабочей силы, следовательно та часть рабочего дня, которая необходима для воспроизводства или сохранения рабочей силы, представляет собой величину данную, постоянную».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Капитал, Т.1», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 312)


Человек также может восстанавливать свои силы и здоровье за счет получения определенных услуг.


Восстановление с избытком

При любом восстановлении возможны ситуации, когда восстановление происходит не полностью. Когда силы, знания, умения человека восполняются не полностью. Тогда человеческий капитал убывает.

Также возможна ситуация, когда восстановление происходит в большем, чем было объеме.

В этом случае силы, знания, умения человек возрастают выше прежнего уровня. В этом случае можно говорить о том, что человеческий капитал прибывает.

Это нормальная ситуация, когда все, что восстанавливается или воспроизводится, может восстанавливаться или воспроизводиться в расширенном масштабе.


Увеличение человеческого капитала

Нобелевский лауреат открыл увеличение человеческого капитала и инвестирование в него.

В результате получения перечисленных услуг человеческий капитал увеличивается – восстанавливается. А иногда и возрастает до высоких значений, достигая очень больших высот, когда хороший специалист, спортсмен, тренер, музыкант, певец, композитор, артист и т.д. становятся способными зарабатывать в тысячи раз больше рядового наемного работника.


Что необходимо понять

Чтобы двигаться дальше и перейти к разбору ценообразования в услугах, необходимо понять:

1. Что все люди получают разную оплату за свой труд. И это может происходить даже тогда, когда у людей одинаковые обязанности.

2. Что разрыв в оплате работников с развитием человечества только возрастает.

3. Что зарплата работника определяется измеряемыми показателями только в сдельщине, которая применяется все реже. В остальных случаях оплата определяется другими вещами:

a. Физической подготовкой, и физическими навыками,

б. Знаниями,

в. Умениями,

г. Обучаемостью,

д. Связями,

е. Трудовым опытом.


4. Что все эти особенности человека могут меняться в течение его жизни как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

5. Что человек все эти навыки постоянно улучшает путем:

- физических упражнений. Позанимался – стал сильнее, крепче, быстрее, ловчее, выносливее;

- лечения – полечился – стал здоровее, бодрее, подвижнее;

- обучения/тренировки – потренировал определенные навыки (вождения автомобиля, работы на экскаваторе, выдувания стекла и т. п, получил специальные знания);

- развлечения – «оторвался», получил заряд положительных эмоций, перешел на новый уровень сознания, прочистил мозг;

- путешествий – увидел что-то новое, взглянул на жизнь с другой стороны, познакомился с новыми людьми, новыми странами, городами, узнал больше об истории и особенностях того или иного населенного пункта или страны;

- питания – поел, попил, подкрепился, укрепил свое здоровье и т.д.


Восстановление рабочей силы по Марксу

Карл Маркс понимал, что услуги восстанавливают работника:

«Покупка же таких услуг, которые выражаются в обучении рабочей силы, которые сохраняют ее, видоизменяют и т. д., словом, дают ей специальность или же только служат ее сохранению, следовательно, например, услуг школьного учителя, поскольку он «промышленно-необходим» или полезен, услуг врача, поскольку он поддерживает здоровье, т. е. сохраняет источник всех стоимостей — самоё рабочую силу, — все это есть покупка таких услуг, которые дают взамен себя «пригодный для продажи товар и т. д.», а именно самоё рабочую силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги входят».
(К. Маркс, «Теория прибавочной стоимости», ч. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, М., 1962, с.410)


Но, не понимая сути человеческого капитала, Маркс не смог сформулировать трудовую основу стоимости услуг.


Мы можем сформулировать, что, приобретая услугу, приносящую удовольствие, человек на подсознательном уровне оценивает то восстановление сил, которое ему даст полученная услуга.

И в соответствии с этой оценкой он и оценивает приобретаемую услугу.


Примечание: К сожалению, человечество придумало эрзац реального прибавления сил – наркотик. Удовольствие является в этом случае обманом – удовольствие испытываешь, но прибавления сил и здоровья не получаешь.


Человеческий капитал как индивидуальная величина

Поскольку все люди вкладывают в свое образование и в образование своих детей по-разному, соответственно, различными получаются и человеческий капитал и определяемые им различия в зарплате наемных работников.

Стремление родителей дать своим детям максимально качественное и ценное образование - это стремление на сознательном или подсознательном уровне увеличить их человеческий капитал.

Каждый человек стоит на рынке по-разному в связи с различием в человеческом капитале – знаниях, опыте работы, навыках, состоянии здоровья, связях и производительности труда. Каждый рынок оценивает человека по-разному.


Человеческий капитал и пирамида Маслоу

Если мы внимательно посмотрим на этажи пирамиды Маслоу, то мы увидим, что каждый из уровней пирамиды Маслоу – это не столько иерархия реальных потребностей, сколько иерархия линий обороны, предохраняющих человеческий капитал от угрозы уменьшения или потери.

Как автомобилю для движения нужен бензин, так и человеку для развития и сохранения его человеческого капитала в первую очередь нужно время от времени удовлетворять физиологические потребности. И человек легко может удовлетворять эти потребности, если не находится во враждебном окружении, или если не подозревает, что кто-то может покуситься на его человеческий капитал.

Страх потерять человеческий капитал заставляет человека ощущать себя в опасности и обороняющимся. Он вынуждает его выстраивать специальные редуты, которые позволят ему меньше опасаться за уменьшение своего человеческого капитала: принадлежность, социальный статус, доминирующее положение по отношению к окружающим и т.д.

Если с помощью организации общества или психологической подготовки убрать угрозы человеческому капиталу – практически все уровни пирамиды Маслоу становятся бесполезными и избыточными для нормального существования человека.


Если освободиться от страха потерять себя как ценность, то человек получает возможность без страха самореализовываться, и при этом только иногда заботиться о нижнем уровне пирамиды Маслоу - еде, одежде, ночлеге. Уходит буддистская «дукха» - страдание. Как говорил Иисус: «Будет день – будет и пища».


Связь между услугами и человеческим капиталом

Получая услуги, человек получает удовольствие. Чем больше удовольствие – тем больше он готов заплатить.

Но между полученным удовольствием и прибавкой сил есть прямая связь. Чем больше удовольствия и положительных эмоций человек получает – тем лучше он восстанавливает свои способности к работе – увеличивает свой человеческий капитал.

(Окончание статьи)

Tags: Политэкономия, марксизм, стоимость, труд, услуги, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments