Александр Фирсов (al_firsov) wrote,
Александр Фирсов
al_firsov

Categories:

Капитал и потребительная стоимость. Трудовая теория потребительной стоимости (Начало)

Есть ли связь между трудом и потребительной стоимостью? Можно ли измерять потребительную стоимость в денежном выражении? Ошибался ли Маркс, рассматривая потребительную стоимость только в натуральном выражении?


Стоимость и ценность

Более ста лет ведется спор о том – как правильно переводить Карла Маркса, Адама Смита и Давида Рикардо на русский язык.

Термин «Wert» (аналог английского value), употребляемый Марксом, в обычных переводах чаще переводится как «ценность», а не как «стоимость».

Аналогично «Mehrwert» переводится с немецкого как прибавочная ценность, а не как прибавочная стоимость.

Для аналога русского термина «стоимость» в немецком языке есть слово «Kosten» (аналог английского слова «cost»).

Но именно как «стоимость» переводят Маркса на русский язык марксисты вот уже более ста лет. И не переводят как «ценность».

Но все предшественники Маркса (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) были англоязычными, и в своих трудах использовали термин «value» (англ. - ценность), и только в отдельных случаях, когда это было необходимо, использовали термин «cost» (англ. - стоимость). И сейчас в переводах их работ 21-го века все еще можно встретить перевод термина «value» с английского то как «стоимость», то как «ценность».


Иная ситуация с работами Маркса.

Поскольку В.И.Ленин яростно критиковал переводчиков Маркса, переводивших «Wert», как «ценность», то в дальнейшем все переводчики трудов Маркса на русский язык закрепили для работ Маркса перевод слова «Wert» как «стоимость».


Ценность и стоимость – общее и отличия

Ценность и стоимость – это не просто различные варианты перевода термина «Wert» в трудах Маркса или термина «value» в трудах У.Петти, А.Смита и Д.Рикардо. Это еще и различные понятия для политической экономии.

Например, Михаил Туган-Барановский в своей книге «Основы политической экономии» разъясняет отличие двух терминов следующим образом:

«Наш разговорный язык обладает двумя словами «ценность» и «стоимость» с существенно различным значением. Я могу, например, сказать «эта картина стоила мне очень мало, но ценю я ее очень высоко», и всякий поймет, о чем речь … Среди многих русских экономистов (особенно, среди марксистов) вошло в обычай употреблять понятия «стоимости» и «ценности» не как противоположные, а как тождественные понятия, синонимы». М.И.Туган-Барановский «Основы политической экономии».

«Хозяйственная ценность есть значение, которое мы придаем данному хозяйственному предмету в силу нашего сознания, что от обладания им зависит большая или меньшая часть нашего благополучия». М.И.Туган-Барановский «Основы политической экономии».

И продолжает философски:

«Отличие ценности и стоимости - ценность - это цель (приспособление природы к нашим потребностям с помощью использования труда и капитала (хозяйственной деятельности)), а стоимость - это средство (затраты)».


Я бы сформулировал отличия ценности от стоимости следующим образом:

Ценность

«Ценность вещи, в сущности, определяется удовольствием, которое она может доставить» Ричард Олдингтон

Я бы сформулировал термин «Ценность» как субъективный фактор, показывающий, насколько человек сам ценит ту или иную вещь, а точнее, удовольствие, получаемое от обладания ею, или неудовольствие, которое он будет иметь, если этой вещи у него не будет.

Один и тот же человек может придавать предмету ценность, когда без него он не может обойтись, например, вода, или не придавать ему ценность, когда он, например, купается в чистом пресном водоеме. Он же может считать воду отрицательной ценностью, когда вода поступает к нему в лодку через пробоину, поскольку ему эту воду надо вычерпывать и тратить на это время.


Ценность и благо

Понятия «ценность» и «благо» близки.

Ценность – это то благо, которое мы получаем, если получаем обладание вещью, или не получаем, если обладания лишаемся.

Ценность существует до того, как она становится благом.

Благо от ценности может реализовываться в различном виде:

- сознания от обладания,
- физическое наслаждение,
- моральное наслаждение.

Разница еще в том, что «ценность» – строго субъективное понятие. А благо – это термин как личный, так и общественный. Поэтому личное определение положительности или отрицательности «блага» может не совпадать с общественным.

Например, общество может считать, что для человека определенные вещи (например наказание в виде содержания человека под стражей) – благо, а сам он может с этим не соглашаться. И, наоборот, человек может считать, что какие-то вещи (наркотики, эвтаназия и т.п.) – для него – благо, а мнение общества по этому поводу будет отрицательным.


Перейдем к термину «стоимость».

Стоимость

В отличие от ценности, стоимость является скорее объективной категорией, чем субъективной.

Вот как его определяет русскоязычная Википедия:

«Стоимость в бухгалтерском учёте и статистике — выраженная в деньгах величина затрат на приобретение или изготовление объекта.
Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько стОят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость
».

Говоря общими словами, стоимость – это определенные затраты, напряжение, усилия, которые или были понесены в прошлом, или могут быть понесены в настоящем для того, чтобы приобрести во владение или стать обладателем того или иного предмета.


Прежде чем переходить к детальному рассмотрению потребительной ценности (потребительной стоимости), попробуем определить:

Выражаются ли для потребителя ценность и стоимость только в натуральных величинах?

Т.е. могут ли для потребителя стоимость и ценность товара быть выражены в труде, времени или денежном выражении?


Ценность и стоимость товара для потребителя

Вернемся к примеру М.Туган-Барановского: «Эта картина стоила мне очень мало, но ценю я ее очень высоко».

Здесь мы видим, что у одного и того же товара для одного и того же потребителя есть два разных экономических параметра - ценность и стоимость.

С одной стороны, - стоимость, как та цена, за которую товар был приобретен, и, с другой стороны, - ценность товара для самого потребителя, в виде того удовольствия или блага, которое он получает от обладания этим товаром.

Простой пример. Посмотрите на кухне на свою полку с чашками для чая или кофе. Вы помните их стоимость – за сколько вы их покупали?

Вы продолжаете оценивать их по той цене, за которую Вы их приобрели? Или вы цените их иначе?

Посмотрите на них внимательно – они все примерно одинакового размера, и выпитый из них чай или кофе будут совершенно одинаковыми. Т.е. основные потребительные свойства у них не отличаются.

Но при этом, Вы, скорее всего, увидите, что некоторые из этих чашек для Вас намного привлекательнее, чем другие. Возможно, у Вас даже есть любимая чашка.

Та же самая история может быть с рубашками, джинсами, кофтами или обувью. Все они примерно одинаковы по своим потребительским свойствам – защищают тело. Но все ли они одинаково ценны для Вас?

Скорее всего – нет, даже при одинаковых потребительских свойствах, всегда найдется что-то, что делает ту или иную вещь для Вас более привлекательной по сравнению с другими.


Сравнительная ценность

Ценность для себя одного товара по отношению к другому человек может сравнивать, отдавая предпочтение, скажем, одним джинсам, по отношению к другим, расставаясь с одним товаром с большим сожалением, чем с другим.

Так человек может для себя выстраивать ранжирование своих вещей по ценности.

В критических случаях, например, когда надо эвакуироваться, и когда всего с собой не взять – люди скрепя сердцем проделывают операцию оценки ценности вещей для себя, ранжируют их, и оставляют себе или раздают вещи с низким рангом. А вещи с высоким рангом - забирают.

Как правило, в этом случае, да и в других, ценность практически никогда не отражает стоимость – за сколько та или иная вещь была приобретена.


Эквивалентная и денежная ценность

Зачастую человек может выстраивать ранжирование, измеряя ценность для себя тех или иных вещей в какой-то одной своей вещи. Например, дети могут формулировать ту или иную ценность в собственных единицах – камешках, наклейках, фантиках, игрушках из киндер-сюрприза и т.д.

И они могут сказать, во сколько камешков, наклеек, фантиков и т.д. они оценивают тот или иной предмет.

Взрослым, имеющим жизненный опыт, проще оценивать любую из своих вещей или приобретаемых вещей в денежном выражении.

Например, человек может сказать, что за этот товар он никогда не даст более определенной суммы, или что эту свою вещь он не отдаст никому даже за миллион.

В экстренных случаях человек достаточно легко формулирует ценность той или иной вещи, когда дает объявление о потере и обещает вознаграждение.

Человек почти не задумываясь вызывает из подсознания ту сумму, которую готов дать в качестве вознаграждения, если потерянное ему вернут.


Субъективность ценности

Ценность – субъективная категория

В качестве примера можно привести известную притчу о рыбаках, выловивших в реке труп человека.

Для рыбаков тело мертвого человека представляет отрицательную ценность. Они за него не дадут и копейки. Наоборот, им надо что-то делать, чтобы избавиться от тела, возможно, им придется понести затраты сил, денег и времени, чтобы вытащить тело из воды, освободить от сети, доставить на берег и похоронить.

С другой стороны, для родственников тело утопленника будет представлять очень большую ценность, и они будут готовы заплатить не малые деньги для того, чтобы им отдали тело.

Если тело человека не нашли, но есть подозрение, что человек утонул, родственники заплатят достаточно большую сумму, чтобы кто-то прочесал дно водоема и нашел тело утонувшего родственника.


Теория предельной полезности

Скажу несколько слов об этой теории, появившейся еще во времена написания Марксом «Капитала». В соответствии с теорией предельной полезности человек, с одной стороны, может сформулировать ценность того или иного товара в денежном выражении, но, с другой стороны, оценка потребителем полезности товара убывает по мере получения каждой новой дополнительной единицы блага.

Так для голодного человека предельная полезность (ценность) первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей.


Несмотря на то, что ценность – категория субъективная, она имеет определенную связь со временем и деньгами для потребителя.


Практическая оценка потребительной ценности

Все люди получают различную зарплату за свой труд и свое рабочее время. И все они по-разному оценивают затраты своего времени.

Предположим, что есть операция, на которую у людей в обычных условиях уходит примерно одинаковое время и силы. Это может быть ручное мытье посуды, замена пробитого колеса автомобиля, сборка мебели, часовое занятие с ребенком, выращивание на огороде килограмма картофеля, уборка в туалете и т.д.

Но у людей с различным доходом и самооценкой различным будет и ценность этой работы.

Допустим, квалифицированный сварщик зарабатывает в час 1000 рублей. И каждую свою минуту или час он мысленно может оценить в ту или другую сумму. Скажем, занятие час с ребенком он может оценить в 1000 рублей как эквивалент своих затрат времени, а получасовую замену колеса автомобиля он оценит в 500 рублей.

В то же самое время пенсионер, получающий ту же сумму в сутки, будет оценивать свой труд и свое время в разы дешевле. Скажем, в 100 рублей в час.

Такая оценка/анализ делается людьми, когда им приходится выбирать – сделать работу самим, или приобрести услугу за деньги.

Так наш сварщик, если ему предложат замену колеса за 300 рублей, – скорее согласится заплатить, чем будет делать работу сам. Потому что его получасовой объем работы стоит дороже.

Если репетитор предложит ему учить ребенка за 600 рублей в час, - наш сварщик скорее согласится, чем откажется. Потому что эта затрата в 600 рублей сэкономит ему час времени, который стоит дороже. Заплатив 600 рублей за час занятий с ребенком он выиграет400 рублей на экономии времени и сил, которые может потратить с большей выгодой.

А пенсионер, поставленный в те же условия, скорее наоборот - откажется от услуги замены колеса и приглашения репетитора. Он возьмется и сам менять колесо, и сидеть с ребенком.
И будет считать себя вполне разумным человеком, умеющим считать и ценить деньги.

Такое сравнение приобретаемого товара и собственных затрат времени или денег является ключевым критерием при любой сделке купли-продажи.


Еще пример оценки потребительной ценности в денежном выражении

«Вы, Ваша мама и картошка»

Предположим - Вы зарабатываете 3000 рублей в день.

И выращивание 6 мешков картошки (300 кг.) займет у Вас 40 рабочих часов или пять рабочих дней – вскопать, посадить, несколько раз полить, окучить, собрать жука, собрать урожай.

Потребительная ценность картошки для Вас будет 3000 х 5 / 300 = 50 руб.

Примечание. 1. Цифры взяты только для примера. 2. Закупку зерновой картошки убираем из расчета, предполагая, что необходимый запас у Вас был, и что в реальности Вы собрали больше 300 кг. Как раз чтобы пополнить зерновой запас.

Если на рынке цена картошки составляет 45 рублей, то Вы, будучи практическим человеком, скажете, что лучше Вам на Вашем рабочем месте заработать 15 тысяч рублей за 5 дней и купить на эти деньги 334 килограмма картофеля, чем тратить свои 5 дней отпуска или выходных на то, чтобы вырастить 300 килограммов.

Хотя, конечно, Ваши индивидуальные предпочтения могут и сыграть определенную роль в выборе – Вы можете предпочитать домашнюю картошку, любить работу на свежем воздухе, не доверять магазинной картошке и т.д. В этом случае надо внести коррективы в потребительную ценность выращенного Вами картофеля.

Иное дело - Ваша мама. Допустим, она является пенсионером с пенсией в 12 тысяч рублей в месяц или подрабатывает уборщицей 22 дня в месяц за 22 тысячи рублей.

В этом случае она подсознательно будет оценивать свой труд в разы дешевле Вашего. Где-то в промежутке между 400 рублями в день и 1000 рублей в зависимости от самооценки.

Для нее пятидневная работа на выращивании картофеля – это максимум – 5000 рублей.

И для нее потребительная ценность картофеля будет меньше чем 1000 х 5 / 300 = 16,7 рублей.

Что это означает? Что картофель она постарается купить дешевле 16 рублей, т.к. это даст ей экономию. А при цене картофеля в 30-50 рублей, она будет получать удовольствие от его выращивания на своем участке. И будет отмахиваться от Ваших предложений закупить картофель на рынке.

Потому что у нее своя потребительная ценность картофеля.

То же самое и с другими продуктами или услугами.

Люди, приобретая товары, оценивают/сравнивают как то время, которое у них выпадает из жизни на зарабатывание денег, так и то время, которое надо потратить на изготовление товара самостоятельно.


Как получает прибыль производитель картошки

Производитель картофеля за счет вложения капитала в механизацию труда может получить картофель себестоимостью и в 30 и в 20, и даже в 10 рублей).

При этом он продаст его оптовику за большую цену, чем себестоимость, получив свою прибыль. Оптовик доставит картофель розничному торговцу уже по своей цене и со свой прибылью.

А розничный продавец, или даже Ваша мама с удовольствием приобретут товар (картофель) на рынке уже по 45 рублей.


Ваша «прибыль»

При этом Вы, покупая картофель по цене в 45 рублей, будете довольны, т.к. это экономит и Ваше время, и Ваши деньги.

Даже если зарплату Вы получаете по прожиточному минимуму, но исходя из того, что год назад производительность в выращивании картофеля была ниже, и картофель стоил 48 рублей, Вы оказываетесь в выигрыше, оставляя в кармане 3 рубля с каждого килограмма приобретенного картофеля.

Tags: Потребительная стоимость, товар, цена
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment