Александр Фирсов (al_firsov) wrote,
Александр Фирсов
al_firsov

Category:

Откуда произошло название "русские"? (окончание)

(Начало смотри в предыдущих статьях)

Реконструкция зарождения Руси

«Месторазвитие или родина этноса – неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система».
Николай Гумилев

Попробуем описать то, как образовывалась Русь в 9-11-ом веках, с учетом написанного выше.

Народы, живущие вдоль пути «из Варяг в Греки», должны были объединиться для совместного извлечения выгоды из найденного пути.

Они могли временно пригласить к себе в качестве военачальников некоторых специалистов, владеющих мореплаванием, умеющих сражаться на воде – варягов.

Именно это они и сделали – создав единое государство, способное существовать не одно столетие за счет торгового пути.
Вполне вероятно, что для прохождения караванов русские приглашали в качестве охранников и воевод – иностранных военных руководителей, владеющих русским языком.

Вот, например, как пишет об этом Википедия:

«По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».


А кто же, в таком случае – русские? Откуда это название? Почему на русском языке это название звучит как прилагательное?

Повесть временных лет в самом начале дает точное, и подтвержденное многими источниками объяснение того, как народы получали свое название:

«И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели.. Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами».

Автор Повести не мог не отметить, что славяне, заселявшие различные места, получали свои названия от тех мест, по которым сели.

Если допустить, что автор Повести сознательно или подсознательно ошибся, и из всех версий происхождения русского народа и россиян и Руси выбрал ту, которая была для удобнее для Ярослава Мудрого, то все становится на свои места.

Ниже версия того, как родилось название «русские» без искажений автора Повести.


Версия происхождения слова «русские»

Чтобы не изобретать велосипед, процитирую то, что написано в одной из интернет-энциклопедий:

«Древнейшие (античные) поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на берегах водоемов. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

Далекие предки славян обожествляли реку. Средневековое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафарик (1795—1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».

Знаменитый русский историк прошлого века Д. И. Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге". От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.

В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень — приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина — быстрина, стрежень; руст — «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус — «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме.

Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»), бедуины — «жители пустынь», селькупы — шеш куль («таежный человек»), индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»).

Приступим к основному выводу: Если «руса» — это «река» — извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» — праславянский корень, образовавший большое гнездо слов только в русском языке, «Рус» — уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» — издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».

http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C
В словаре Даля приводится много слов с корнем «рус»:

• Руса – «река» (Шафранек, Кнауэр).
• Рус – сказочное чудовище днепровских порогов (Даль).
• Русло – поток, вероятно, родственно лит. rusė́ti "течь", rusnóti "медленно течь" (Фасмер)
• Руст – ручей, или поток. (Даль)
• Руслица – в огороде, бороздки, для чигирной, напускной поливки. (Даль)
• Русленый квас – означает чистый, сцеженный. (Даль)
• Русленик – человек который делает квас. (Даль)
• Руслиться – течь током, стремиться ручьем (Даль)
• Руслина – быстрина, стрежень. (Даль)
• Руслище – высохшая река (Даль)
• Русалка – сказочное существо, жительница рек. (Даль)
• Рось, Руса – название нескольких рек, включая Волгу (Иловайский, Кнауэр)


Перед нами версия происхождения термина русы/русичи/русские – как живущие у реки, или получающие средства для жизни от реки, а Русь – как страна рек.

Это – вполне логичная версия. Кстати, единственная версия, объясняющая, почему слово «русские» является прилагательным в своем родном языке – именно потому, что так сами себя называть могли русские только на своем языке – как живущие на русах – реках.

Вот только принять эту версию происхождения названия «русские» не мог автор Повести, поскольку она не позволяла Киеву претендовать на титул «матери городов русских».


Несколько слов о происхождении термина «россы», «Россия», «россияние» и написании через букву «О»

Название «росы» к русским также достаточно употребительно с древних времен. Почему же так получилось, что один и тот же
народ сам себя называли «россами», и «русскими»?

В этом нет никакого парадокса. Роса – это славянское название воды.

Вот что пишет об этом Даль:

«РОСА, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса). Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса). Без росы и трава не растет. Роса мочит по зарям, дождь по порам. Покуда солнце взойдет - роса глаза выест. Медовая (сладкая) роса - к падежу на скот. Медовая роса - моровая пришла. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Как роса упадет, так и след пропадет. Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе). На Марию сильные росы - льны будут серы и косы, 22 июля. На Св. Прокла, великие росы, 12 июля. Вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру. Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой! Мать плачет - что река льется; жена плачет - что ручей течет; невеста плачет - как роса падет: взойдет солнце - росу высушит! Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе. | Роса, зап. праздник Ивана-купалы. Медвяная, медовая роса, болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей. Мучняная роса, также болезнь, растенья как посыпаны мукою. Каменная роса, папоротник Asplenium trichomanes. Солнечная роса, растен. Drosera, росичка, царевы очи, любимая, росянка. Росное лето, росистые ночи, обильные росою. Росной ладан, пахучая смолка стиракса, от дерева Styrax benzion. Росно ходить, мокро, от росы. Росинка и росинка, капля росы; | капелька, крупинка. Ни росиночки во рту не было! божба натощак. Росеник м. яросл. влад. май месяц. Росник и росница, растен. Alchemilla vulgaris, львова лапа, запольник, малый лапушник. Росопас (пасет росу? хранит), растен. росянка; | растен. росник; | растен. мотылек, анютины глазки, Viola tricolor; | недотыка, недотрога, прыгун, Impatiens noti tangere; | чистотел, желтомолочник, Chelidonium majus. Росить что, мочить росою, класть под росу. | По ночам ныне сильно росит, безличн. падает роса (моросить, от мрак и роса). Росинец пск. мельчайший дождь, морось, бус, ситник. Роситься или росеть, мокнуть на росе, мочиться росою. Дождем наросило траву, смочило немного. Оросить, орошать, поливать, смачивать. Поросило ночью немного. Росодавец, -датель, -податель, кто дает, ниспосылает росу, орошает землю. Росоточивая почва».

Слово «роса» присутствует и в «Повести временных лет».

До сих пор, выпадение воды утром на растениях мы называем «росой», что-то выросшее высоким и сильным, мы называем «рослым» - регулярно политое водой и потому выросшее большим и сильным.

Но росой, в отличие от Русы – реки, никогда не называли текущую воду, только чистую и стоячую.

Можно предположить, что когда-то, во время зарождение России, когда первые корабли пошли путем «из Варяг в Греки», в русских войсках было разделение на росичей/россиян – жителей озерной части новгородских и других земель (северян), и на русичей/русских – жителей рек (южан).

Россией (с ударением на первый слог) могли называться те территории России, которые находились под властью Новгорода и Ладоги (стоящие на цепи озер города), а Русью – те земли, которые подчинялись сначала Киевской, а потом Московской власти.
Эти два различных названия для народа страны и самой страны существуют до сих пор, хотя их происхождение уже затерялось во времени.

(Примечание: Известно, что противостояние сначала Киев-Новгород, а потом Москва-Новгород, продолжалось с самого зарождения России и закончилось только тогда, когда Новгород потерял самостоятельность, и когда чеканка «копейки» - новгородской монеты с изображением всадника с копьем при Иване Грозном была перенесена из Новгорода в Москву, выпускавшую «сабельки» -монету, с изображением всадника с саблей. Вот как об этом пишет летопись:
«Того же лета 7043 (1535 год) государь князь великий Иван Васильевич всея Руси, в третье лето государьства своего,… повеле делати денги сребряные новые на своё имя, без всякого примеса из гривенки и (з) скаловые триста денег Новгородских, а в Московское число три рубля Московская равно… а при великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на денгах князь велики на коне, а имея мечь в руце, а князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копьё в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные»
).


А как же корень «вод» от слова «Вода»?

В той же Повести есть упоминание слова «Вода». Это слово тоже существовало в русском языке для обозначения воды в его нынешнем понимании.

Но в русском языке глаголы и прилагательные с этим термином не обозначают народ, живущий у воды, хотя корень остался в словах, относящихся к движению по воде.

Мы до сих пор называем «поводырем» - человека, способного провести через неизвестные места, «водителем» - человека, везущего нас в правильном направлении, а «предводителем» - человека, обличенного властью вести людей к цели.

В русском языке осталось слово «завод», происходящее от слова «заводь»-место на реке, в котором сначала задерживали рыбу специальными частоколами, а позднее и разводили.

(Примечание: Словарь Даля:
Заводить: заводная снасть... Заводные ноги. арх. колья, вколачиваемые в дно реки, для установки плетня, тына и образования заводи, забора, где ловится семга.
Заводач м. сиб. вожак, водатарь, водырь
)


Русское государство

Теперь, когда мы немного разобрались с происхождением терминов «россияне» и «русские», «Русь», «Россия», можно поговорить о развитии государства.


Функционирование пути «из Варяг в Греки» и зарождение Российского государства

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. И в это время путешествие из Киева в Новгород и обратно становится невероятно частым для того времени.

Если варяги и были приглашены жителями новгородских земель, то вскоре соратники Рюрика – Аскольд и Дир оказались в Киеве.

Вот как пишет об этом Повесть:

«Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Олег (Вещий), считающийся соратником Рюрика (по Повести сказано так: «В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу— родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод») вскоре оказался в Киеве.

Вот как об этом пишет Повесть:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег… . И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир».

При этом Олег распоряжался делами в Новгороде:

«Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

При Игоре связь между Киевом и Новгородом также была развита. Так жену себе Игорь взял из под Пскова (это, если двигаться по пути из Варяг в Греки – еще дальше Новгорода. По легенде Игорь там во время охоты переправлялся через реку, а Ольга была перевозчицей).

Вот что об этом говорит Повесть:

«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега, и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

При этом руководил Русью Игорь из Киева:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».

После смерти Игоря Ольга, правя из Киева, изредка позволяла себе проходить путем «из Варяг в Греки». Вот как об этом пишет Повесть: «И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и, пробыв здесь год, в год 6465 (947) отправилась Ольга к Новгороду… И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви».

Сын Ольги Святослав тоже любил подниматься вверх по пути «из Варяг в Греки».

По повести это звучит так: «В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?»… В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар… одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев…».

Наибольшее значение путь имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Владимира Красное Солнышко отправлял править в Новгород отец – Святослав:

«В год 6478 (970)… И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира».
Но Владимир после смерти брата Олега под конями во время битвы и после коварного убийства брата-Ярополка, приглашенного Владимиром во время осады Киева для переговоров сел княжить в Киеве. При этом не забывал Владимир Красное Солнышко и о Новгороде, который его дядя Добрыня «крестил огнем и мечом»
.

Cын Владимира Ясное Солнышко Ярослав (Мудрый) тоже регулярно перемещался между Киевом и Новгородом.

Владимир отдал Ярославу в княжение Новгород . В 1014 году Ярослав отказывается платить дань Владимиру. Вскоре Владимир умирает, и, как говорит летопись, новгородцы предлагают Ярославу «пойдем добывать стола киевского».

В 1015 году Ярослав идет на Киев, под Любечем разбивает Святополка и занимает Киев.

В 1018 году Свтополк с Болеславом Храбрым разбивает Ярослава и тот бежит в Новгород. Бежать дальше «за море» не дают новгородцы посадником Константином Добрыничем, которые рубят лодки.

В 1019 году Ярослав на реке Альте разбивает Святополка и становится киевским князем и главой всей Руси.

В 1021 году Ярослав разбивает войско племянника Брячислава, напавшего на Новгород.

В 1023 году Мстислав Владимирович идет из Тьмутаракани на Киев и в 1024 году Ярослав на Листвене разбивает его войско.



Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Русь продвигалась все дальше на Восток, постепенно осваивая бассейны Волги и Дона. Но несколько веков формирования и существования российского государства сформировали матрицу поведения русского народа, которая и остается практически постоянной до наших дней.


Александр Фирсов

09.04.2015

О том, что представляет из себя матрица поведения русских, мы поговорим в следующей статье.

Tags: Мономах, Повесть временных лет, Россия, Русь, история России, русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments