Александр Фирсов (al_firsov) wrote,
Александр Фирсов
al_firsov

Category:

Маркс и пыльная мумия пролетария. Достаем и пугаем


В этой статье мы рассмотрим ошибочное понимание Марксом классовой структуры капиталистического общества и взаимоотношения классов при капитализме.

Введение

Ранее я уже говорил о некоторых логических ошибках Маркса и его последователей.

Логическую ошибку Маркса, приведшую его к формированию утопической идеи коммунизма я рассматривал в статье «Мираж Коммунизма».

Ошибки Маркса в понимании сути услуг я рассматривал в статье «Семь подходов Маркса к услугам».

Ошибки Маркса в понимании экономических формаций я рассматривал в статье «Что Маркс не понял в смене экономических формаций».

В этой статье мы рассмотрим ошибочность понимания Марксом классовой структуры капиталистического общества и взаимоотношения классов при капитализме.


Откуда Маркс извлек пролетария

В древнем Риме согласно Римскому праву, утвержденному царем Сервием Туллием, существовали рабы и 5 классов граждан, голоса которых учитывались в народном собрании по-разному в зависимости от имущественного ценза. При этом был еще один социальный класс, считавшийся бесправным и бедным. Этот социальный класс (классовая прослойка) не имел номера, не облагался налогами. Он существовал в основном за счет подачек. Он был выше рабов, соответственно, в отличие от рабов, обладал одной 193-ей долей голоса гражданина. Представитель такого социального класса имел особое название «пролетарий», поскольку в отличие от рабов имел право заводить детей - (proletarius от лат. «proles» — «pro + alo» — «для + выращивать, воспитывать», proles -потомство, дети). В Древнем Риме при проведении переписи населения те люди, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали — «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название — «пролетарии».

Эти люди жили как нищие, иногда привлекались для военных действий или рабских работ. Они же были наиболее криминализированной частью общества.

Когда количество попрошаек-пролетариев в городе возрастало до значительных величин - их в качестве рабов выселяли в колонии. Например, при Цезаре в колонии было отправлено 80 тыс. пролетариев.

Маркс вытащил из рабовладения термин «пролетарий» чтобы нагляднее изобразить положение наемных работников в капиталистическом обществе как рабов, и чтобы создать из них угрозу.

В отличие от Энгельса Маркс понимал, откуда он взял этот исторический термин.

Вот что он пишет в 1-ом томе Капитала:

«Даже Ж. Б. Сай говорит: «Сбережения богатых составляются за счет бедных»171. «Римский пролетарий жил почти всецело на счет общества... Можно почти сказать, что современное общество живет на счет пролетариев, на счет той части, которую оно отнимает у них при оплате труда» (Sismondi. «Etudes etc.», t. I, p. 24)».
(Маркс К. «Капитал», Т.1, Примечание 37, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 608)

Маркс находит пролетариат (пролетариев) и в феодальном обществе:

«Феодализм тоже имел свой пролетариат».
(Маркс К. «Нищета философии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с.143)

«Буржуазия начинает свое историческое развитие с таким пролетариатом, который, в свою очередь, является остатком пролетариата феодальных времен».
(Маркс К. «Нищета философии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с.144)

Маркс понимал, что термин пролетарий он берет из римского права и притягивает за уши в капиталистическое общество.

Но в «Манифесте коммунистической партии» он изображает дело так, как будто пролетариат - это продукт буржуазного общества или крупной промышленности:

«Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т.4, с.434)

Маркс ту же идею повторяет в «Критике Готской программы»:

«В «Коммунистическом манифесте» сказано: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт»».
(Маркс К., «Критика Готской программы», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т.19, с.21)

Энгельс не понимал что пролетариат взят из римского права и притянут в созданную Марксом модель развития капиталистического общества. Для него «Пролетарий» – это новый термин, которого раньше не существовало:

«3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда?
Ответ: Нет, не всегда. Бедные и трудящиеся классы существовали всегда, и обычно трудящиеся классы пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, т. е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция была вполне свободной и неограниченной.

4-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира».
(Энгельс Ф. «Принципы коммунизма», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 322)


Маркс и Энгельс изначально не делали различия между пролетарием и рабочим

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс 95 раз употребляют термины «пролетариат» и «пролетарский», и 61 раз употребляют термин «рабочий». При этом они или неосознанно или умышленно не делают различий между этими терминами, употребляя их через запятую.

«Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих, пролетариев».
(Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 430)

«В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих»
(Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 430)

«В каком отношении стоят коммунисты к пролетариям вообще?
Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям
».
(Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 437)


Как Маркс путал пролетария и наемного работника

В своих работах сначала Маркс, а следом за ним и Энгельс постоянно неумышленно или намеренно создают путаницу между терминами «Пролетарий» и «Наемный работник».

То они определяют пролетария, как человека, у которого отбирают часть продукта труда.

«Различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается путем применения этой рабочей силы, — т. е. прибавочная стоимость, которая в результате покупки рабочей силы достается тому, кто ее применяет, — ни в одной отрасли производства не выступает так осязательно и бесспорно, как в земледелии, этой первичной отрасли производства. Сумма жизненных средств, потребляемых рабочим из года в год, или масса вещества, потребляемая им, меньше той суммы жизненных средств, которую он производит. В промышленности непосредственно не видно вообще ни того, что рабочий производит свои жизненные средства, ни того, что сверх них он производит еще избыток. Процесс здесь опосредствован куплей и продажей, различными актами обращения, и для его понимания необходим анализ стоимости вообще».
(Маркс К., «Капитал» Т.1, Примечание 37, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 14-15)

«Можно почти сказать, что современное общество живет на счет пролетариев, на счет той части, которую оно отнимает у них при оплате труда» (Sismondi. «Etudes etc.», t. I, p. 24)».
(Маркс К., «Капитал» Т.1, Примечание 37, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 608)

В этом случае любой человек, не работающий с товарным производством, не может считаться пролетарием. Если, конечно, он не персонаж книги «12 стульев» - «пролетарий умственного труда».


То они определяют пролетария как человека, увеличивающего капитал капиталиста.

«Под «пролетарием» в экономическом смысле следует понимать исключительно наемного рабочего, который производит и увеличивает «капитал» и выбрасывается на улицу, как только он становится излишним для потребностей возрастания стоимости «господина капитала», как называет эту персону Пеккёр».
(Маркс К. «Капитал» Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 628)

Это - пример обратной логики, когда определение дается в зависимости от последующего результата действия третьих лиц. Если капиталист получил прибыль и пустил ее на увеличение своего капитала – то на капиталиста работал пролетарий. Если же капиталист не стал этого делать, то работник не был пролетарием.

В этом случае результат продажи результатов работы становится определением работника. Если продукт удается продать с прибылью (с превышением доходов над расходами), то работник может считаться пролетарием, если нет – то расход на зарплату работника становится непроизводительными затратами капиталиста (faux frais).

Тем же термином (faux frais) Маркс называет и затраты на бухгалтерский учет, управление, продажи, маркетинг, инженерные службы, транспорт, складирование, охрану, закупки и т.п. Эти службы в современном производстве могут полностью проедать всю прибыль и уменьшать капитал.

У нас почти все капиталы компаний, если смотреть фондовые индексы, постоянно меняются. В половине случаев, если не в большинстве – в сторону уменьшения.

Теоретически возможны ситуации, когда люди работают, а капитал юридического лица не увеличивается. В этом случае по определению Маркса прибавочная стоимость становится нулевой. Работающие автоматически перестают быть пролетариями, поскольку они не увеличили капитал капиталиста.

Если бизнес не делает прибыли, а попадает в убытки, то прибавочная стоимость, остающаяся в распоряжении капиталиста, становится отрицательной.

В этой ситуации наемные работники переходят из разряда эксплуатируемых в разряд помощников капиталиста – т.е. людей, которые совместно с капиталистом, бухгалтерами, инженерами и управленцами проедают капитал капиталиста.

Без продажи бизнеса нельзя точно определить увеличение капитала, сохранение его неизменным или уменьшение, а, значит, нельзя и определить, являются наемные работники по Марксу пролетариями или капиталистами.

Иногда наши классики марксизма-ленинизма определяют пролетария как человека, выполняющего самые примитивные операции, не требующие квалификации.

«Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы».
(Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 430)

«Само собой разумеется, что пролетария, т.е. того, кто, не обладая ни капиталом, ни земельной рентой, живет исключительно трудом, и притом односторонним»
(Маркс К. «Экономические рукописи 1844 года», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 42, с. 38)

Но односторонний труд с развитием капитализма и введением станков и машин почти полностью исчезает.


Иногда они называют пролетариатом самую бедную и находящуюся вне закона часть работников.

«В истории первоначального накопления эпоху составляют перевороты, которые служат рычагом для возникающего класса капиталистов, и прежде всего те моменты, когда значительные массы людей внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и выбрасываются на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев».
(Маркс К. «Капитал» Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 667-668)


То они обобщают и называют пролетарием любого наемного работника.


«2 й вопрос: Что такое пролетариат?
Ответ: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда
».
(Энгельс Ф. «Принципы коммунизма», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 322)

«Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом».
(Энгельс Ф. «Принципы коммунизма», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 4, с. 324)

«Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. (Примечание Энгельса к английскому изданию «Манифеста коммунистической партии» 1888 г.)»
(Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд. 2-е, Т. 4, с. 424)


В этом случае Маркс и Энгельс просто не понимают или маскируют возможность существования различных наемных работников.

Во-первых, наемные работники могут быть разные, в том числе и квалифицированные.

Квалифицированный работник предлагает не рабочую силу, а «предлагает услугу буржуа» на рынке услуг. Свою профессиональную услугу, соответствующую квалификации, знаниям и опыту работы. Когда таких предложений несколько, то перед нами уже не одно предложение - «труда» или «рабочей силы», а множественное. Категории «Труд» и «Рабочая сила» обезличены и не учитывают квалификацию. А на «Рынке товаров и услуг» происходит разнообразное предложение при разнообразном спросе. Товары представлены в огромном разнообразии. Услуги – тоже представлены в огромном разнообразии.

Во-вторых, число квалифицированных работников с развитием машинного производства и капитализма возрастает, а неквалифицированных падает практически до нуля.

В настоящее время это соотношение примерно 1 к 9 в большинстве капиталистических стран. Причем даже те специальности (посудомойщик, работник общественного питания, уборщик и т.д.) которые относятся к неквалифицированным, требуют определенных знаний, навыков и опыта). И эта пропорция соотношения неквалифицированного и квалифицированного труда со временем и с развитием капиталистических отношений все больше увеличивается в сторону квалифицированного труда.

В-третьих, квалификация наемного работника, его знания, опыт, сноровка, здоровье, навыки, владение информацией и техникой – это человеческий капитал, за пользование которым работник может требовать с капиталиста соответствующего участия в распределении прибавочной стоимости. И такое распределение может даже приводить к тому, что наемный работник получит свою долю прибавочной стоимости, а капиталист разорится.

В-четвертых, в словосочетании «вынужден продавать» скрыто логическое противоречие. Потому что приход денежного обращения в трудовые отношения еще не является признаком несправедливости или эксплуатации.

Приход товарно-денежных отношений в любые области человеческой жизни еще не означает приход эксплуатации продавца – покупателем, или покупателя – продавцом.

Неравенство в правах между покупателем и продавцом случается только в определенных ситуациях. Оно происходит в ограниченные промежутки времени, до того момента, когда, говоря словами Адама Смита, «невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of themarket) не урегулирует ситуацию в интересах общества.

Если в каких-то случаях можно сказать, что «продавец вынужден продавать» или «покупатель вынужден покупать», то надо понимать, что, в подавляющем большинстве сделок купли-продажи сделка происходит на равных, на так называемых условиях «Win-Win» (выиграл – выиграл) - когда оба, и покупатель и продавец, выигрывают от сделки.

(Окончание в следующей записи)
Tags: Маркс, Марксизм, Энгельс, критика марксизма, ошибки, политэкономия, пролетарий, средний класс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments